09:08 

Fright Night / Ночь Страха (1985)

Леммивинкс, Король Хомячков
Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
"Ночь страха" 1985 года была моим первым вампирским ужастиком. И, как я убедился при повторном просмотре уже сейчас, остаётся одним из любимых.

Старшеклассник Чарли как раз собирался совместно со своей подружкой потерять девственность, когда случайно видит в окно, как в подвал соседнего дома заносят гроб. Девушка, понятно, оскорблена тем, что Чарли, после года безуспешных попыток залезть к ней под кофточку, теперь эту возможность игнорирует... В следующие дни Чарли не раз безуспешно попытается наладить отношения снова. но всякий раз его что-то отвлечёт - например, сообщение об убийстве в новостях, где показывают фото той самой девушки, что вчера вошла в соседний дом... Постепенно Чарли убеждается, что его новый сосед, Джерри Дендридж, - вампир, а его помощник еженощно вывозит из дому осущенные трупы. К сожалению, убедить в этом маму, подружку или полицию Чарли не удаётся, а вот Дендридж обращает внимание на интерес мальчика к его персоне. Чарли остаётся надеяться на то, что вампир не может войти в дом без приглашения - но его мама любезно приглашает приятного соседа на чашку кофе...

У "Ночи страха" две темы - концептуальная, определяющая её ударные эпизоды и общую направленность, и вторичная, но более прямо выраженная, с которой связана стилистика и эстетика фильма. Первая, конечно, это секс. Вампирский миф был тесно связан с сексом, развратом и соблазном с тех пор, как доктор Полидори ввёл его в литературу; "Ночь страха" ничего к этому не добавляет, но даёт идее вампиризма как аномальной опасной сексуальности прекрасное воплощение, одно из лучших в кинематографе. Фильм не случайно начинается с попытки главных героев (и, что важно, неудачной) расстаться с девственностью. Жанр ужасов почти неизбежно продвигает крайне консервативную мораль, несмотря на то, как много в нем эксплуатации; и тут он явно на стороне нерешительной Эми - да, секс не зря пугает тебя, милая, от него, может быть, лучше держаться подальше - по крайней мере, в вашем возрасте и до свадьбы... Мистер Дендридж - в первую очередь красавец-холостяк, весьма приятный сосед для одинокой нестарой мамы... и, безусловно, весьма соблазнительный зрелый мужчина для юной девушки вроде Эми. С тех пор, как она появляется в поле зрения Дендриджа, начинается и соблазнение - причём, хоть она и похожа на некую женщину, которую он знал давно, о романтике речь не идёт, здесь есть место только чувственности, отработанным приёмам плейбоя... и мести влюблённому подростку, конечно. Сцена на дискотеке крайне откровенна и уже в ней вампиризм и волшебный гипноз почти растворяются в сексуальном магнетизме, а дальнейшее... Хотя это, несомненно, почти всегда подразумевается, не припомню фильмов, где между укусом и дефлорацией так откровенно, подчёркнуто был бы поставлен знак равенства. Стоит, пожалуй, отметить и ещё два момента: во-первых, Дендридж питается проститутками - вполне логичный ход для вампира, но и символичный; во-вторых, мама Чарли, услышав о приезде нового соседа с другим мужчиной, осведомляется, не голубые ли они - и, несмотря на атаки вампира на Эми, в дальнейшем можно увидеть несколько лёгких намёков и на это (во всяком случае, само упоминание знаменательно). Таким образом, сексуальная притягательность Дендриджа изначально (даже раньше, чем мы о ней узнаём!) окрашена в нездоровые, табуированные тона.

Вторая большая тема фильма, тоже обозначенная уже в первой сцене, это... собственно, фильмы ужасов. "Ночь страха" - во многом трибьют жанру вампирского ужастика, отчасти иронический, но неизменно уважительный. В первую очередь это связано с образом Питера Винсента - престарелого и практически вышедшего в тираж актёра ужастиков, который сейчас ведёт посвящённое им телешоу (как, например, Борис Карлофф вёл "Триллер"); в этом шоу мы и вправду видим отрывки из заслуженно забытых лент шестидесятых-семидесятых. Сам герой назван, разумеется, в честь Винсента Прайса (и, как подсказывает мне Википедия, Питера Кашинга). А его квартира - это просто собрание очаровательных отсылок. Безусловно, подчеркнуто традиционен и образ вампира (и лично для меня очень отрадны такие детали как превращение в волка и невозможность войти без приглашения - элементы мифа, которыми почти всегда пренебрегают в наши дни). В "Ночи страха", кстати, много сходного со "Жребием" Стивена Кинга, почти до смешения... впрочем, роман Кинга и сам переполнен отсылками и заимствованиями.

Актёрский ансамбль фильма, несмотря на полное отсутствие звёзд, очень сильный. Уильям Рэгсдэйл прекрасно изобразил подростка, умирающего от ужаса и не знающего, что делать, да и в роли героя был довольно убедителен. Аманда Бирз весьма достоверна в роли милой наивной старшеклассницы. Злой Эд в исполнении Стивена Джеффриса вышел на редкость мерзким (как и следовало) в начале фильма и жутким (в лучшем смысле!) во второй его половине. Родди Макдауэлл замечательно талантливо соединил некоторую комичность в образе актёра-дешёвки Винсента и те глубокие и подлинные ужас и слом мировоззрения, которые он переживает, столкнувшись с героями своих фильмов наяву; персонаж получился живым и очень трогательным. А главная звезда - конечно, Крис Сарандон; море обаяния, равно запоминающиеся улыбка и гипнотический взгляд, а также доля безумия - Сарандон равно впечатляет и как соблазнитель в модном шарфе, и как чудище с деформированной челюстью.

Спецэффекты в фильме очень хороши. Их немного, и это плюс, поскольку в итоге они использованы со вкусом и только там, где надо. А где-то, как, например, в сцене погони, хорошая режиссура, продуманный монтаж и операторская работа нагнетают саспенс и вызывают сверхъестественный ужас без всяких дополнительных эффектов. Наверное, самая запоминающаяся сцена - тающий и гниющий злодей, но и трансформация волка очень хороша. Уникальный, жуткий и выразительный грим вампиров с их огромными пастями - визитная карточка фильма. Отдельно стоит отметить декорации - дом Дендриджа ("хм, я вижу, в чем проблема" - отмечает Винсент, увидев его впервые) как снаружи, так и внутри идеально соответствует представлениям об убежище вампира. Саундтрек, пронизанный духом восьмидесятых и при этом умудряющийся быть достаточно страшным, довершает создание атмосферы. "Ночь страха" вполне способна напугать, в особенности благодаря продуманно чередующимся сценам с акцентом на паранойю, саспенс, экшн и прямолинейное запугивание выпущенными клыками.

"Ночь страха" - безусловная классика ужасов, один из основополагающих фильмов о вампирах, которые, на мой взгляд, должен знать каждый, интересующийся этой темой, но кроме того это и в принципе достойное кино.

P.S. Между прочим, именно этот фильм вспоминает Егор в начале "Ночного Дозора" Лукьяненко.

@темы: фильмы, ужасы, отзывы и рецензии, комедия, вампиры

Комментарии
2015-06-08 в 09:37 

Stregoika
Звездное небо над головой и моральный закон в сердце(с)
Фильм действительно очень хорош (для меня он один из самых любимых вампирских фильмов и фильмов ужасов вообще).
А вот его недавний ремейк вышел совершенно беззубым.

2015-06-08 в 11:25 

Леммивинкс, Король Хомячков
Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Stregoika, я так и не понял, чем римейк хотел быть. Эксплотней с упором на девочек, любящих геев и Тенанта? Попыткой осмыслить гомоэротизм в рамках вампирской темы (как будто после Энн Райс на этом поле остались нараспаханные участки)? Пародией?

Как бы то ни было, ему явно не хватило харизмы.

2015-06-08 в 12:45 

Stregoika
Звездное небо над головой и моральный закон в сердце(с)
Леммивинкс, Король Хомячков, по-моему просто хотели срубить бабла, не вкладываясь ни во что, кроме графики) ну и видимо сделали ставку на то, что мускулистый красавец в майке в облипочку сделает им кассу в любом случае.
Гей-тему я там как-то упустила, видимо после Райс и Гамильтон там были какие-то ну очень тонкие намеки, а вот затянутую и какую-то неуместную сцену побега на автомобиле... Зачем она была нужна? О чем она была? И почему мне казалось, что по ее итогам героев должен был сожрать какой-то другой монстр?

2015-06-08 в 13:00 

Леммивинкс, Король Хомячков
Научишься добру благодаря бобру (с) Филипп Танский
Stregoika, ну просто местный вампир в исполнении Фаррела как-то явно (ИМХО) подкатывает в ГГ. Если в оригинале он очаровывал его мать, то в новом фильме он вроде как флиртует и с ней, но гораздо больше неловко подкатывает к главгерою. Ну Тенант в кожаных штанах в облипочку...
Конечно, в оригинале эта тема тоже отчасти есть в отношениях вампира и его слуги (она даже прямо проговаривается), но в римейке она... странная. Кстати, а роль героини очень заметно снижена.
Погоня была очень нелепой, да. Потому что саспенс авторы фильма 2000-х не умеют создавать от слова "совсем". =(

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Классический хоррор в кино

главная